RU
EN
программа: Обучаем профессионалов

Снижение уровня сиротства и инвалидизации детей, воспитывающихся в домах ребенка Красноярского края

Дата реализации
01.01.2007 - 31.12.2010
Донор
Администрация Красноярского края, Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр общественных инициатив»; Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения

Цель проекта - снижение уровня сиротства и инвалидизации детей, находящихся в домах ребенка Красноярского края.

Партнеры проекта:
• Министерство здравоохранения Красноярского края, отдел организации педиатрической и акушерско-гинекологической помощи;
• ГУЗ «Красноярский краевой специализированный  дом ребенка № 3»;
• ГУЗ «Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 5».

Сроки реализации проекта: 2007 – 2010 годы.

В ходе реализации проекта предполагалось организовать в 2-х специализированных краевых домах ребенка в городах Красноярске и Сосновоборске психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с использованием методик ранней помощи.

В этой связи были определены задачи:
1. Создание условий в доме ребенка для внедрения технологии ранней помощи (коррекция штатного расписания, пересмотр функционала сотрудников, переоборудование пространства в группах, организация лекотеки);
2. Подготовка персонала домов ребенка по имеющимся специальным программам и методикам психолого-педагогического сопровождения детей;
3. Супервизии работы подготовленных специалистов.

Работа с педагогическим персоналом была направлена на повышение профессиональной подготовки в области психолого-педагогического сопровождения детей по вопросам: владения методами гуманистического воспитания; ранней педагогической помощи; умения оценивать и развивать личностную сферу ребенка; решать эмоциональные и поведенческие проблемы ребенка; владения методикой развития инициативы ребенка; методами работы в команде специалистов.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей в условиях дома ребенка заключаются в непостоянстве социального окружения ребенка; несогласованности работы с ребенком, как между педагогическими кадрами, так и между педагогами и медицинскими работниками; отсутствии психологической поддержки персонала; отсутствие специально оборудованного помещения для занятий  и игры с ребенком. Эти проблемы планировалось решать путем создания условий для работы команды обученных специалистов по методикам ранней помощи и вовлечения всего персонала дома ребенка в процесс внедрения новых технологий, использование элементов раннего вмешательства в своей деятельности.

Сопровождение профессиональной деятельности посредством регулярных супервизий и обучающих семинаров позволили персоналу за время реализации проекта приобрести не только теоретические знания, но и практический опыт их применения в работе с воспитанниками домов ребенка.

Результаты проекта:
В домах ребенка созданы условия для внедрения технологии ранней помощи:
• утверждены внутренние документы: приказ о внедрении программы раннего вмешательства, Положения по организации жизни детей, инструкция о распределении функциональных обязанностей между сотрудниками группы, изменен график работы персонала
• пространство групп распределено на функциональные зоны,
• количество детей в группах уменьшилось до 6-7 человек.
• специалисты отметили улучшение социализации детей: они стали более эмоциональные, большее число детей стали самостоятельно себя обслуживать, приобрели навыки поведения, которых раньше не было отмечено.

Проведено обучение специалистов двух домов ребенка по организации ранней помощи: логопедов-дефектологов, врача-педиатра, врача-невролога, психолога, старших воспитателей:
• 1 стажировка, 6 обучающих семинаров,
• сформированы команды специалистов в каждом доме ребенка (всего обучено 25 специалистов),
• внедрена система супервизии работы специалистов,
• команда обученных специалистов продолжила обучение персонала (нянечек, медицинских сестер) по разработанным совместно с экспертами Фонда учебным модулям.

В ходе реализации проекта была приобретена оргтехника для проведения обучения и трансляции технологий, а также реабилитационное оборудование для детей из числа воспитанников домов ребенка.

Вклады:
В период реализации проекта «Снижение уровня сиротства и инвалидизации детей, воспитывающихся в домах ребенка Красноярского края» на территорию края привлечены следующие виды финансирования: Администрация края - 7 млн. рублей, Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр общественных инициатив» - около 3 млн. рублей, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения - около 1 млн. рублей.

Проекты программы